Сборные модели бронетехники. Основной боевой танк Т-80

<< Назад
Основной боевой танк Т-80 первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой
Т-80
   Разработка начата по постановлению СМ СССР от 16.04.1968 г. СКБ-2 ПО "Кировский завод" (г.Ленинград). Первоначальный проект - "объект 219сп1" - Т-64 с газотурбинным двигателем. Испытания опытных танков "объект 219" велись в 1972-1973 г.г. Опытно-войсковая эксплуатация батальона опытных танков "объект 219" проводилась в 1974-1975 г.г. в Прибалтийском ВО. По итогам испытаний и опытной эксплуатации установлено, что танк с газотурбинным двигателем обладает рядом преимуществ по сравнению с танками с дизельными двигателями.
Новый тип силовой установки обещал весьма солидные преимущества перед дизелем или бензиновым двигателем: при равном занимаемом объеме газовая турбина обладала значительно большей мощностью, что позволяло резко повысить скоростные и разгонные характеристики боевых машин, улучшить управление танком. Надежно обеспечивался и быстрый пуск двигателя при низких температурах.
Танк принят на вооружение постановлением СМ СССР от 06.07.1976 г. как основной танк Т-80 / "объект 219сп2". Серийное производство первых модификаций велось на ПО "Кировский завод" (ЛКЗ, г.Ленинград) с 1976 по 1978 г.г. В дальнейшем серийное производство велось на ЛКЗ и с 1985 г. на заводе ОЗТМ (г.Омск).
Как и другие российские танки 1960-70-х гг. - Т-64 и Т-72, Т-80 имеет классическую компоновку и экипаж из трех человек. Вместо одного смотрового прибора у механика-водителя установлено три, что позволило значительно улучшить обзор. Конструкторы предусмотрели и обогрев рабочего места механика-водителя воздухом, отбираемым от компрессора ГТД. Корпус машины - сварной, его лобовая деталь имеет угол наклона 68°, башня - литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони с большим дифференцированием толщин и углов наклона. Имеется комплекс защиты от оружия массового поражения (подбой, надбой, система герметизации и очистки воздуха). Компоновка боевого отделения Т-80 в целом аналогична компоновке, принятой на Т-64Б. Мотоблок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в едином блоке общей массой 1050 кг с встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором и кинематически связан с двумя бортовыми планетарными коробками передач. В моторно-трансмиссионном отделении установлено четыре топливных бака емкостью по 385 л (суммарный запас топлива в забронированном объеме составил 1140 л). ГТД-1000Т выполнен по трехвальной схеме, с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной турбиной. Регулируемый сопловой аппарат (РСА) турбины ограничивает частоту ее вращения и предотвращает "разнос" при переключении передач. Отсутствие механической связи между силовой турбиной и турбокомпрессорами повысило проходимость танка по грунтам с низкой несущей способностью, в тяжелых условиях движения, а также устранило возможность заглохания двигателя при внезапной остановке машины с включенной передачей.
Важным достоинством газотурбинной силовой установки явилась ее многотопливность. Обеспечена работа двигателя на реактивных авиационных топливах ТС-1 и ТС-2, дизельных топливах и автомобильных низкооктановых бензинах. Процесс пуска ГТД автоматизирован, раскрутка роторов компрессоров осуществляется при помощи двух электромоторов. За счет выхлопа назад, а также собственной малошумности турбины по сравнению с дизелем, удалось несколько снизить акустическую заметность танка. К особенностям Т-80 следует отнести впервые реализованную комбинированную систему торможения с одновременным использованием ГТД и механических гидравлических тормозов. Регулируемый сопловой аппарат турбины позволяет менять направление потока газов, заставляя лопатки вращаться в противоположном направлении (разумеется, это сильно нагружает силовую турбину, что потребовало принятия специальных мер по ее защите). Процесс торможения танка происходит следующим образом: при нажатии водителем тормозной педали начинается торможение посредством турбины.
При дальнейшем утапливании педали в работу включается и механические тормозные устройства. На ГТД танка Т-80 применена система автоматического управления режимом работы двигателя (САУР), включающая датчики температуры, размещенные перед- и за силовой турбиной, регулятор температуры (РТ), а также концевые выключатели, установленные под педалями тормоза и РСА, связанные с РТ и системой подачи топлива. Применение САУР позволило повысить ресурс лопаток турбины более чем в 10 раз, а при частом использовании тормоза и педали РСА для переключения передач (что происходит во время движения танка по пересеченной местности) расход топлива снижается на 5-7%. Для защиты турбины от пыли применен инерциальный (т. н. "циклонный") метод очистки воздуха, обеспечивающий 97-процентную очистку. Однако при этом на лопатках турбины все же оседают неотфильтрованные частицы пыли. Для их удаления при движении танка в особо тяжелых условиях предусмотрена процедура виброоочистки лопаток. Кроме того, перед началом работы двигателя и после его остановки производится продувка. Трансмиссия Т-80 - механическая планетарная. Она состоит из двух агрегатов, каждый из которых включает бортовую коробку передач, бортовой редуктор и гидросервоприводы системы управления движением. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой бортовой коробке обеспечивают четыре передачи вперед и одну назад. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы - с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами.
Механизмы натяжения - червячного типа. Подвеска танка - индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами на первом, втором и шестом катках. Имеется оборудование для подводного вождения, обеспечивающее после специальной подготовки преодоление водной преграды глубиной до пяти метров. Основное вооружение Т-80 включает 125-миллиметровую гладкоствольную пушку 2А46М-1, унифицированную с танками Т-64 и Т-72, а также с самодвижущимся противотанковым орудием "Спрут". Пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеет дальность прямого выстрела (подкалиберным снарядом с начальной скоростью 1715 м/с) 2100 м. В боекомплект входят также кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Выстрелы - раздельно-гильзового заряжания. 28 из них (на два меньше, чем у Т-64А) размещаются в "карусели" механизированной боеукладки, три выстрела хранятся в боевом отделении и еще семь снарядов и зарядов - в отделении управления. Кроме пушки, на опытных машинах был установлен спаренный с орудием 7,62-мм пулемет ПКТ, а на серийном танке на основании командирского люка установили также зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ "Утес".
Стрельбу из него ведет командир, находясь в это время вне забронированного объема. Дальность стрельбы по воздушным целям из "Утеса" может достигать 1500 м, а по наземным 2000 м. Механизированная боеукладка размещена по периметру боевого отделения, обитаемая часть которого выполнена в виде кабины, отделяющей ее от конвейера боеукладки. Снаряды располагаются в лотке горизонтально, "головами" к оси вращения. Метательные заряды с частично сгорающей гильзой устанавливаются вертикально, вверх поддонами (это отличает механизированную боеукладку танков Т-64 и Т-80 от боеукладки Т-72 и Т-90, где снаряды и заряды размещены в кассетах горизонтально). По команде наводчика "барабан" начинает вращаться, выводя кассету с выбранным типом боеприпаса в плоскость заряжания. Затем кассета по специальной направляющей при помощи электромеханического подъемника поднимается вверх, на линию досылания, после чего заряд и снаряд проталкиваются в зарядную камеру зафиксированной на угле заряжания пушки одним ходом досылателя. После выстрела поддон улавливается специальным механизмом и перекладывается в освободившийся лоток. Обеспечивается темп стрельбы шесть-восемь выстрелов в минуту, очень высокий для орудия такого калибра и не зависящий от физического состояния заряжающего (что существенно влияет на скорострельность зарубежных танков). В случае выхода из строя автомата можно вести заряжание и вручную, однако при этим темп стрельбы, естественно, резко снижается. Оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости обеспечивает возможность с высокой точностью определять дальность до цели в пределах 1000-4000 м.
Для определения меньших дальностей, а также стрельбы по целям, не имеющим вертикальной проекции (например, окопам) в поле зрения прицела имеется дальномерная шкала. Данные по дальности до цели автоматически вводятся в прицел. Также автоматически вводится поправка на скорость движения танка и данные о типе выбранного снаряда. В одном блоке с прицелом выполнен пульт управления наведением оружия с кнопками определения дальности и стрельбы. Ночные прицелы командира и наводчика Т-80 аналогичны примененным на Т-64А. Танк имеет сварной корпус, лобовая деталь которого наклонена на угол 68°. Башня - литая. Борта корпуса защищены резино-тканевыми экранами, предохраняющими от поражения кумулятивными снарядами. Лобовая часть корпуса имеет многослойное комбинированное бронирование, остальные части танка защищены монолитной стальной броней с дифференцированными толщинами и углами наклона.
Тактико-технические характеристики Т-80
  • Боевая масса, т 46
  • Экипаж 3 чел.
  • Высота по крыше башни 2202 мм
  • Пушка 125-мм гладкоствольная пушка — пусковая установка
  • Боекомплект 45 выстрелов
  • Типы выстрелов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
  • Комплекс управляемого вооружения 9К119
  • Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера
  • Дальность стрельбы 100-5000 м
  • Вероятность попадания ракеты в цель типа танк при стрельбе с места и с ходу 0,8, на дальностях 4000-5000 м — 0,7
  • Дальномер лазерный
  • Стабилизатор 2Э42 с электромашинным приводом горизонтального наведения
  • Заряжание автоматическое
  • Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм
  • Броневая защита комбинированная
  • Динамическая защита встроенная
  • Дымовые гранатометы 8 шт.
  • Максимальная скорость 70 км/ч
  • Запас хода по шоссе 400 км
  • Двигатель многотопливный ГТД
  • Мощность двигателя 919 кВт (1250 л.с.)
  • Трансмиссия механическая, планетарная
  • Подвеска торсионная
  • Гусеница с РМШ и обрезиненной беговой дорожкой
  • Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м

Модификации
  • Т-80 об.219 Базовая модель
  • Т-80А об.219А Модернизированный танк Т-80 выпускался в Харькове до Т-80УД
  • Т-80Б об.219Р Установка КУРВ 9К112-1 "Кобра", улучшена бронезащита
  • Т-80БК об.630 Командирский вариант Т-80Б. Доп. навигационная и раиоаппаратура
  • Т-80БВ об.219РВ Вариант Т-80Б с динамической защитой
  • Т-80У об.219АС Установка КУРВ "Рефлекс", усовершенст. система наведения, новая динамич. защита
  • Т-80У(М) об.219АС Модернизация Т-80У с новой СУО
  • Т-80УК Командирский вариант Т-80У. Установлена система "Штора", ТНА-4-3, КВ радиостанция
  • Т-80УМ-1 "Барс" Т-80У с системой активной защиты "Арена"
  • Т-80УД "Береза" об.478Б Дизельный двигатель 6ТД
Фотогаллерея
3591 / Российский основной боевой танк Т-80УД
Звезда.
Танк Т-80УД поступил на вооружение в 1987 г. На нем установили динамическую защиту и дизельный двигатель. Новый комплекс ракетного вооружения 9К119 "Рефлекс" с наведением ракет по лазерному лучу позволяет запускать их во время движения танка на любых скоростях. Улучшены возможности ведения как дальнего, так и ближнего огневого боя. Масса танка Т-80УД возросла до 46 т, но превосходные динамические качества сохранились. Набор деталей для сборки модели одного танка. Моделистам младше 10 лет рекомендуется помощь взрослых.


Российский основной боевой танк "Т-80БВ"
Звезда.
Длина готовой модели: 29см. Масштаб 1:35. 278 деталей.


Модель танка "Т -80У"
Моделист
Танк Т-80У появился в 1985 году. Машина отличается повышенной огневой мощью и защитой. Танк принимал участие в локальных конфликтах на территории бывшего СССР и на Ближнем востоке. В настоящее время Т-80 является одним из наиболее массовых танков четвертого поколения. Сборная модель российского танка Т-80У с микроэлектродвигателем выполнена в масштабе 1:48. Моделирование - не только увлекательное, но и полезное хобби, которое развивает мышление и воображение, мелкую моторику рук.


Модель сборная "Танк Т-80У", с микроэлектродвигателем
Моделист
Моделирование - интересное и полезное занятие, которым увлекаются и взрослые, и дети. Работа со сборными моделями развивает мышление, внимательность и мелкую моторику рук. К тому же, это увлекательное занятие помогает познакомиться с лучшими образцами машино- и кораблестроения. Данная модель - модель советского танка Т-80У, принятого на вооружение в 1976 году. Этот танк стал первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. Действующая модель с микроэлектродвигателем. Масштаб - 1:48.


В начало


Copyright © det-model 2010