Сборные модели бронетехники. Основной танк Т-72

<< Назад
Основной танк Т-72
Т-72 «Урал» — основной боевой танк ВС СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Разработка танка началась в 1967 году, на основе версии Т-64. Прежде всего усовершенствованиям подверглись двигатель и ходовая часть. В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М».
Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле.
Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов.
«Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию.
Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали.
Описание конструкции T-72
Т-72 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боезапаса в автомате заряжания.
Броневой корпус и башня
Т-72 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую из листов и плит катаной гомогенной броневой стали и комбинированной брони. Лобовая часть танка состоит из двух сходящихся клином бронеплит: верхней, расположенной под наклоном в 68° к вертикали и нижней, расположенной под наклоном в 60°.
На Т-72, верхняя плита выполняется из комбинированной брони, состоящей из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоёв, а нижняя плита — из катаной 85-мм гомогенной броневой стали. Приведённая толщина верхней лобовой детали составляет 550 мм, а её защитная способность, по разным данным, эквивалентна от 305 до 410 мм катаной гомогенной броневой стали против подкалиберных и от 450 до 600 мм против кумулятивных снарядов.
Остальная часть корпуса выполняется полностью из катаной гомогенной брони. Вертикальные борта корпуса имеют толщину 80 мм в районе отделения управления и боевого отделения и 70 мм — в районе моторно-трансмиссионного, корма корпуса состоит из верхней и нижней бронеплит и двух штампованных картеров коробок передач.
Крыша корпуса состоит из двух бронелистов, а днище имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей, имеющих ряд выштамповок для повышения жёсткости.
Моторно-трансмиссионное отделение отделяется от боевого поперечной броневой перегородкой. На каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов алюминиевого сплава. Экраны закрепляются на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам.
В ходе серийного производства танка его бронирование неоднократно усиливалось. На Т-72А с 1980 года были перераспределены толщины слоёв верхней лобовой детали, составившие 60+100+50 мм, помимо этого деталь была усилена приваркой 30-мм броневой плиты. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72А эквивалентна, по разным данным, от 360 до 420 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и от 490 до 500 мм против кумулятивных боеприпасов. Откидные противокумулятивные щитки были заменены сплошным резинотканевым экраном на всю длину борта. На Т-72Б лобовое бронирование было вновь усилено, в том числе путём добавления 20-мм броневого листа. Кроме этого, Т-72Б получил комплект динамической защиты «Контакт», состоявший из 227 контейнеров, устанавливавшихся на верхней лобовой детали корпуса, лбе башни и передней половине бортов корпуса, башни и крыши башни. Аналогичная динамическая защита, отличавшаяся расположением элементов на башне (клином, как на других отечественных танках с индексом «В» в обозначении), с 1985 года устанавливалась на Т-72А в ходе их ремонта, после чего модернизированные танки получали обозначение Т-72АВ. На модификации Т-72БМ устанавливалась более совершенная встроенная динамическая защита.
На Т-72А в башню также были внесены изменения, появился наполнитель из термообработанного кварца («песчаные стержни»), алюминиевые щитки были заменены на сплошные резинотканевые бортовые экраны, на Т-72Б наполнитель башни заменили на блоки с отражающими элементами. Оборудование постановки дымовых завес ТДА
Оборудование постановки дымовых завес ТДА (термодинамическая аппаратура). Начиная с 1979 г. на Т-72 (и более поздних модификациях) устанавливаются пусковые установки 902Б "Туча" для постановки дымовых завес (12 ПУ на башне в разных комбинациях). На танках Т-72А первых серий не устанавливались. На Т-72АВ / Т-72Б / Б1 / С установлено 8 ПУ 902Б.
Двигатель и трансмиссия На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателей жидкостного охлаждения. На Т-72 устанавливался двигатель В-46 с приводным центробежным нагнетателем, развиваюший максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин. На Т-72А устанавливался двигатель В-46-6, а с 1984 года — двигатель В-84 мощностью 840 л.с. На Т-72Б устанавливался двигатель модели В-84-1.
Двигатель устанавливается в моторном отделении в кормовой части танка поперёк его продольной оси, на приваренном к днищу фундаменте. Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три — в отделении управления, по обеим сторонам от механика-водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, тогда как наружных — 495 л. Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л в зависимости от объёма бочки. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.
    В состав трансмиссии Т-72 входят:
  • Повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач («гитара»);
  • Две механические семиступенчатые (7+1) планетарные коробки передач с фрикционным включением и управлением при помощи гидравлических приводов, одновременно выполняющие функции механизма поворота;
  • Бортовые одноступенчатые планетарные передачи.
Ходовая часть Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состоит из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков с балансирами и лопастными амортизаторами на первом, втором и шестом, направляющего катка и ведущего колеса заднего расположения. Танк оборудован устройством самоокапывания, которое приводится в рабочее положение за 2 мин
    Средства наблюдения и связи
  • Т-72 — комплектовался радиостанцией Р-123М , переговорным устройством Р-124, на четыре абонента, аппаратом ТПУ-А, и аппаратом А-4 для подключения наружной розетки десанта. В командирской башенке находятся два прибора ТНП-160, и командирский прибор наблюдения ТКН-3, ночной прицел ТПН-1-49-23, дневной прицел дальномер ТПД-2-49, в качестве источника ИК света используется осветитель Л-2АГ «Луна» с ИК фильтром. НСВТ оборудован коллиматорным прицелом К10-Т. T-72
  • Т-72А — установлен дневной прицел дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-1-49-23 (позже заменён на ТПН-3-49, весь прицельный комплекс на 1А40), осветитель заменён на Л-4"Луна-4"
  • Т-72Б — установлена радиостанция Р-173 (диапазон рабочих частот 30 — 75.9 МГц) на командирской версии дополнительно как и раньше ставилась КВ станция Р-130 установлен прицельный комплекс 1А40-1, в состав которого входят дневной прицел дальномер ТПД-К1, комплекс 1К13-49 (введение КУВ 9К120 «Свирь», наведение ракеты по лучу лазера, )

Вооружение
Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ — 2А26М). Длина ствола орудия — 48(50,6 2А46м) калибров. С пушкой спарен 7.62-мм пулемёт ПКТ, в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» на открытой турельной установке, при этом по сравнению с аналогичной установкой танка Т-64 было произведено существенное упрощение — был исключён дистанционный привод зенитного пулемёта и упразднён оптический зенитный прицел ПЗУ-5, таким образом командир машины может вести огонь из зенитной установке только при открытом люке, наводя установку вручную, используя открытый прицел, хранящийся «по походному» в специальной укладке на турели. На Т-72А установлено орудие 2А46, по сравнению с 2А26М повышена точность и живучесть ствола. На Т-72Б введён КУВ (комплекс управляемого вооружения) 9К120 «Свирь», который устанавливался не на все танки.
    Модификации
  • Т-72К — командирский.
  • Т-72А и командирский Т72АК (1979 г.) — среди дополнений: лазерный прицел-дальномер, ночной прицел наводчика, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, улучшенная пушка, система запуска дымовых гранат, система защиты от напалма.
  • Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант Т-72А со слегка измененной конструкцией, защитой и комплектом боеприпасов.
  • Т-72М1 (1982 г.) — тот же Т-72М, но с улучшенной пассивной броней.
  • Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической защитой.
  • Т-72Б — оснащен динамической защитой и комплексом управляемого вооружения, а гладкоствольная пушка позволяет стрелять управляемыми ракетами.
  • Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б со сниженным объемом динамической защиты и другими изменениями.
    ТТХ Т-72
  • Год принятия на вооружение 1976
  • Производитель Уралвагонзавод
  • Экипаж, чел 3
  • Длина, м 9,5
  • Высота по крыше башни, м 2,19
  • Ширина, м 3,6
  • Боевая масса, т 41
  • Полная масса, т 44,5
  • Двигатель многотопливный четырехтактный дизель
  • Мощность л.с. (кВт) 840 (618)
  • Трансмиссия механическая планетарная
  • Подвеска торсионная
  • Гусеница с РМШ (или с ОМШ)
  • Максимальная скорость, км/ч 60
  • Дальность, км 550-650
  • Преодолеваемые препятствия, м
    - высота стенки 0,85
    - глубина водного препятствия 1,8
    - с подготовкой 5
    - ширина рва 2,8
  • Броня противоснарядная комбинированная
  • Вооружение 125-мм гладкоствольная пушка – пусковая установка, пулемет ПКТ.
  • Запас боеприпасов 39 снарядов, 300 патронов калибра 12,7 и 2000 – 7,62
  • Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, УР
  • Комплекс управляемого вооружения 9К120
  • Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера
  • Дальность стрельбы, м 100-4000
  • Дальномер лазерный
  • Заряжание автоматическое
  • Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм
  • Броневая защита комбинированная
  • Динамическая защита навесная
  • Стабилизатор 2Э42-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения
Фотогаллерея
Сборная модель. Russian main battle tank T-72 M1 (Советский танк T-72M), 1:72
Revell
артикул: 03149 Характеристики модели: – Масштаб: 1:72. – Длина модели 14 см. – Детально проработанная поверхность. – Дополнительные баки. – Пусковые установки дымовой завесы. – Вращающаяся башня. – Люки башни на выбор открыты или закрыты. – 3 варианта декалей - Восточная Германия, Финляндия, Ирак. – Уровень сложности 4 (из 5), 161 деталь. Клей в комплект не входит.


Танк с активной броней Т-72Б
Звезда


Подарочный набор. Танк Т-72Б с активной броней
Звезда


Модель "Танк Т-72М1", с микроэлектродвигателем (1:48)
Моделист
Сборная модель Советского танка Т-72М1. Длина собранной модели - 19 см. В комплекте микроэлектродвигатель. Клей и краски в набор не входят. Материал: пластик.


Модель сборная "Танк Т-72М1", с микроэлектродвигателем (подарочный набор)
Моделист
Моделирование - интересное и полезное занятие, которым увлекаются и взрослые, и дети. Работа со сборными моделями развивает мышление, внимательность и мелкую моторику рук. К тому же, это увлекательное занятие помогает познакомиться с лучшими образцами машино- и кораблестроения. Данная модель - модель советского танка Т-72М1, выпущенного в 1982 году. Действующая модель с микроэлектродвигателем. Масштаб 1:48.


В начало


Copyright © det-model 2010