Сборные модели бронетехники. Бронетранспортер БТР-152

<< Назад
Бронетранспортер БТР-152
БТР-152
  БТР-152-первый серийный БТР отечественного производства («Объект 140»).
Работа над машиной "140" началась в ноябре 1946 г. в КЭО московского завода имени Сталина (ЗИС) под руководством главного конструктора завода Б.М.Фиттермана Проектируемый БТР получил заводское обозначение ЗИС-152, его шасси - ЗИС-123, бронекорпус, установка вооружения, система связи - ЗИС-100. В шасси "123" была заложена ставшая классической трехосная схема. Ее отличали раздельный блокированный привод, от трехвальной раздаточной коробки (с двумя понижающими передачами) неразрезных ведущих мостов с неблокируемыми межколесными дифференциалами и рессорно-балансирная подвеска задней тележки.
Конструкция базировалась на основных агрегатах шасси ЗИС-121. Практически полностью была использована его трансмиссия: муфта сцепления, КПП, РК, все ведущие мосты.
Главной заслугой конструкторов ЗИС можно считать создание несущего бронекорпуса ЗИС-100 (машина не имела рамы - только боковые усилители для крепления некоторых агрегатов) весьма рациональной конфигурации с хорошими защитными свойствами брони, удобного для размещения и спешивания десанта. Отказ от рамы позволял сделать его ниже на 200 мм без потери пространственной жесткости. Цельносварной, с открытым сверху боевым отделением (могло закрываться тентом) бронекорпус ЗИС-100 набирался из раскроя листов гомогенной брони "2П" толщиной 13 мм - для передних проекций (нос и лоб), 10 мм - бортовых, 8 мм - кормовых проекций, 6 мм - для крыши и днища. Для безопасного спешивания десанта назад, под защиту бронекорпуса и огня бортового пулемета, служили высокие торцевые двухстворчатые двери. Носовая часть мотоотсека закрывалась бронежалюзями, степень открытия которых (в небоевой обстановке) регулировалась с места водителя. В бою при закрытых жалюзи забор воздуха для радиатора мог производиться в более стесненных условиях снизу, из-под бронекапота, и этого должно было хватать на время до перегрева двигателя БТР-80 За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира. Под местом командира установлен аккумулятор. Для выхода из машины слева и справа от сидений находятся двери, открывающиеся наружу. В отделении управления также находятся контрольно-измерительные приборы и приборы наблюдения. В правой передней части отделения управления установлен кронштейн с вещевым мешком и радиостанцией
Производство бронетранспортёра осуществлялось с 1950 по 1962 гг. Производили следующие заводы: с 1950 г. по 1959 г. – московский ЗиС ( с 1957 года – ЗиЛ), с 1959 г. по 1962 г. – брянский БАЗ. Всего за годы серийного производства было выпущено 12 141 БТР всех модификаций.
С середины 50-х по начало 60-х БТР-152 являлся основным бронетранспортёром Советской Армии, однако его проходимость за танками не удовлетворяла военных, по этому, вскоре БТР-152 был вытеснен новым семейством БТР-60. В СА БТР использовался до конца 60-х, после чего основная масса машин была подана на экспорт, а оставшиеся – переведены во внутренние войска МВД, где продолжали нести боевую службу до конца 80-х годов.
Тактико-технические характеристики БТР-152:
  • Экипаж: 2 человека
  • Десант: 17 человек
  • Вес: 8 950 кг.
  • Длинна: 6 830 мм
  • Ширина: 2 320 мм
  • Высота: 2 050 мм
  • Клиренс: 295 мм
  • Бронирование:
    Лобовое: 14 мм
    Бортовое: 11 мм
    Кормовое: 9 мм
    Днище: 5 мм
  • Вооружение: 7,62Х54 СГМБ
    Боекомплект: 1 250 пт.
  • Двигатель: ЗиС-123В 110 л.с.
  • Максимальная скорость: 70 км/ч
  • Запас хода: 780 км.
  • Преодолеваемые препятствия:
    Подъем: 36 град.
    Ров: 0,9 м
    Стенка: 0,5 м
    Брод: 1 м.
  • Радиостанция: 10РТ-12
Модификации
    Серийные:
  • БТР-152 («Объект 140») обр.1950 г. – серийный бронетранспортёр, самая массовая модификация (4923 штуки)
  • БТР-152А («Объект 140А» ЗиС-152А) обр.1951 г. – серийный БТР с установкой ЗТПУ-2
  • БТР-152В («Объект 140В») обр.1955 г. – серийный БТР с автоматической системой регулировки давления в шинах
  • БТР-152Е обр.1955 г. – серийный БТР с установкой ЗТПУ-2, с автоматической системой регулировки давления в шинах
  • БТР-152С обр.1955 г. – серийный БТР – машина управления. Имеет автоматическую систему регулировки давления в шинах и увеличенную высоту бронекорпуса
  • БТР-152И (ЗиЛ-152И) обр.1957 г. – серийный БТР – машина управления. Имеет закрытый бронекорпус увеличенной высоты
  • БТР-152К (ЗиЛ-152К) обр.1957 г. – серийный БТР с бронированной крышей десантного отделения
  • БТР-152В1 обр.1958 г. – серийный БТР с автоматической системой регулирования давления в шинах (скрытый подвод)
  • БТР-152Э1 обр.1958 г. – серийный БТР-152В1 предназначенный для экспорта в страны Ближнего Востока
  • БТР-152Ю1 обр.1958 г. – серийный БТР-152В1 предназначенный для экспорта в страны с экваториальным климатом
  • БТР-152Т1 обр.1958 г. – серийный БТР-152В1 предназначенный для экспорта в страны с тропическим климатом.
  • БТР-152К1 обр.1959 г. – серийный БТР-152В1 с бронированной крышей десантного отделения, с автоматической системой регулирования давления в шинах (скрытый подвод)
  • БТР-152С1 обр.1959 г. – серийный БТР – подвижный пункт управления на базе БТР-152В1
  • БТР-152У обр.1960 г. – серийный БТР - машина управления
    Опытные:
  • ЗиС-152 («Объект 140») вып.1947 г. – опытный БТР на базе ЗиС-151
  • ЗТПУ-2 («Объект 140А») вып.1949 г. – опытный БТР с установкой ЗТПУ-2
  • БТР-152Д (ЗиС-152Д) вып.1952 г. – опытный БТР с установкой ЗТПУ-4
  • БТР-152Б («Объект 140Б» ЗиС-152Б) вып.1953 г. – опытный БТР- машина управления артиллерией. Имеет бронекорпус увеличенной высоты
  • ЗиС-152В («Объект 140В») вып.1953 г. – опытный БТР с автоматической системой регулировки давления в шинах
  • БТР-152В2 вып.1960 г. – опытный БТР с использованием узлов и агрегатов от ЗиЛ-130
  • БТР-152К2 вып.1960 г. – опытный БТР с использованием узлов и агрегатов от ЗиЛ-130 и бронированной крышей десантного отделения
  • БТР-152В вып.1956 г. – опытный БТР с приспособлениями для преодоления траншей (подъемные не приводные катки)
  • БТР-152ЭВ вып.1957 г. – опытный БТР с равномерным распределением осей вдоль корпуса
  • БТР-152С2 вып.1960 г. – опытный БТР - машина управления с использованием узлов и агрегатов ЗиЛ-130
Фотогаллерея
В начало


Copyright © det-model 2010