Сборные модели самолетов. Як-7 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны
Сборные модели
Легендарные летчики
Авиаконструкторы
Все для моделирования




<< Назад
Cоветский одномоторный истребитель Як-7
       Як-7 — советский одномоторный самолет-истребитель Великой Отечественной войны.
   Создавался как учебно-тренировочный (УТИ) самолет на основе УТИ-26 в 1941 году в КБ А.С. Яковлева В соответствии с приказом по Наркомату авиационной промышленности от 4 марта 1941 года, авиационный завод № 301 в Москве должен приступить к изготовлению учебных самолетов, получивших обозначение Як-7 УТИ. Первая серийная машина номер 01-02 была облетана 18 марта 1941 года пилотом П.Я. Федрови. Московские заводы выпускали Яки-7 УТИ с апреля по сентябрь 1941 года, т.е. до момента эвакуации, затем производство было возобновлено на заводе № 153 в Новосибирске. Учитывая характер работы учебно-тренировочного самолета (взлет-посадка без уборки шасси), а также для упрощения конструкции и повышения надежности работы, костыльная установка шасси самолета выполнена неубирающейся, в связи с чем пневмоцилиндр уборки костыля снят и заменен подкосом, жестко соединяющим верхнюю часть костыля с фермой фюзеляжа. Для поддержания температурного режима ВМГ в допустимых пределах число оборотов двигателя (за счет установки во втулку винта регулировочного кольца) понижены с 2700 до 2350 об/мин. Вместо двух оставлен один левый пулемет ШКАС с боекомплектом 500 патронов.
   В сентябре 1941 года Константин Синельщиков предложил переделать учебно-тренировочный самолет в полноценный истребитель. На самолете было установлено полноценное вооружение – одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды РС-82). Кроме того, была смонтирована установлена бронеспинка, снят фото-кинопулемет, непротектированные бензобаки были заменены протектированными, установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом, демонтировано оборудование и управление из кабины инструктора (задней), после чего она могла быть использована для переброски техсостава и грузов при перебазировании частей, доставки летчиков с мест вынужденной посадки, размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и для других целей. Фонарь задней кабины и костыль остались без изменений, поэтому одноместный Як-7 по своему внешнему виду практически не отличался от двухместного Як-7УТИ. По сравнению с Як-1, Як-7 имел довольно ощутимые преимущества: размеры колес шасси полностью соответствовали полетной массе; моторама, сделанная отъемной, позволяла модифицировать самолет под другой двигатель; благодаря смещению центровки вперед с 26 до 20...21% САХ значительно увеличилась продольная устойчивость; измененное соотношение между площадями руля высоты и стабилизатора увеличило расход (отклонение) руля высоты и улучшило управляемость; увеличение противокапотажного угла на 1,5 уменьшило опасность капотирования при резком торможении и сократило длину пробега при посадке. В январе 1942 года после выпуска 62 экземпляров самолет подвергся некоторым усовершенствованиям. Так, ему добавили новую рацию, в которую входили приемник РСИ-4 «Малютка», передатчик РСИ-З «Орел». По рекомендациям ЦАГИ улучшена аэродинамика самолета. Хвостовое колесо выполнено частично убирающимся. Были установлены дополнительные щитки, полностью прикрывающие вырезы для колес в крыле при убранном шасси. Взамен звеньеотводов установлены звеньесборники, что позволило ликвидировать отверстия в капоте и зализах и обеспечить сохранение звеньев для повторного использования. Уменьшены радиусы желобов под пулеметы в капоте двигателя. Кроме того, вместо плексигласа в задней сдвижной части фонаря стала использоваться фанера. Эта модификация была названа Як-7А.
   Як-7А обладал высокой живучестью. После повреждения в бою самолеты вели себя прекрасно. Был случай благополучного возвращения самолета на свой аэродром, когда: были разбит правый элерон, вырван кусок плоскости с обшивкой и нервюрами до элеронов; сорван носок крыла до переднего лонжерона; снесена полотняная обшивка руля поворота и со всей боковины фюзеляжа; отбита половина консоли стабилизатора и часть руля высоты; пробита тяга управления посадочными щитками — самолет производил посадку с одним выпущенным и одним свободно висевшим щитком; многократно пробиты пояса лонжеронов, тяги элеронов и другие жизненно важные конструктивные элементы.
   Як-7Б — по схеме аналогичный предыдущему, но с заменой пулеметов ШКАС на УБС, с улучшенным оборудованием и с рядом конструктивных улучшений. Была установлена приемо-передающая станция РСИ-4 с мачтой и двухлучевой антенной. На варианте Як-7Б для ПВО имелись также радиополукомпас РПК-10, посадочная фара и электросветовая сигнализация убранного положения шасси. Полетная масса увеличилась по сравнению с Як-7А на 95 кг и достигла 3030 кг. Однако благодаря уборке в полете хвостового колеса, улучшению обводов капота и туннелей радиаторов, а также внутренней герметизации фюзеляжа удалось снизить сопротивление самолета в такой мере, что скорость не уменьшилась. Як-7Б был выпущен первоначально с двигателем М-105ПА, но в середине 1942 г. на нем был установлен более мощный ВК-105ПФ в 1180 л. с., благодаря чему летные данные улучшились. Конструкция Як-7Б смешанная: крыло деревянное с фанерной обшивкой, оклеенной полотном; каркас фюзеляжа ферменный сварной из хромансилевых труб, обшивка передней части фанерная, задней — полотняная; капоты, обтекатели, щитки и зализы — дуралюминовые; рули и элероны дуралюминовые с полотном. Площадь крыла — 17,15 квадратных метров, размах — 10,0 м, длина самолета — 8,475 м, высота — 2,5 м; запас топлива — 305 кг. Окраска Як-7Б камуфляжная, зеленая с черным; снизу — бледноголубая. Летные данные Як-7Б практически одинаковые с Як-1: скорость 593 км/ч на высоте 3650 м, потолок 10000 м, дальность полета — 820 км. Як-7Б выпускался серийно в 1942 — 1944 гг.
   Як-7В(вывозной) — как Як-7УТИ, но с убирающимся шасси и без вооружения. Был в серии с 1942 г.
   Як-7ДИ (дальний истребитель) — модификация Як-7Б с существенным улучшением конструкции крыла, в котором деревянные лонжероны (с очень толстыми полками в корне) были заменены дуралюминовыми с полками-таврами и листовой стенкой. Это дало большой выигрыш объема для бензобака в крыле. Остальной набор крыла — нервюры и стрингеры — остался деревянным, а обшивка — фанерной с оклейкой полотном. Масса лонжеронов значительно уменьшилась. Все вместе позволило значительно увеличить запас топлива и дальность полета. Фонарь кабины был, как у Як-1, с пониженным гаргротом. Вооружение: одна пушка ШВАК и один пулемет УБС. Опытный экземпляр Як-7ДИ прошел испытания при полетной массе 3035 кг (масса пустого — 2360 кг), показал скорость 505 км/ч у земли и 566 км/ч на высоте 3800 м и дальность полета 1310 км. Он был принят к серийной постройке, и серийные самолеты стали называться Як-9.
   Як-7 М-82 — вариант с звездообразным двигателем. Выпущен был еще в 1941 г., но интереса к себе не вызвал, так как подобная идея уже осуществлялась в самолете ЛаГГ. Не было смысла нарушать производство истребителей Як с рядным двигателем М-105. Як-7ПД с мотором М-105ПД в 1160 л. с. — продолжение работ по созданию высотного истребителя-перехватчика, начатых на Як-5 (И-28). Работа не дала результатов из-за недоведенности двигателя. Як-7-37 — модификация Як-7Б с более мощным вооружением: пушка МПШ-37 калибра 37 мм Шпитального и два синхронных пулемета УБС. Самолет строился небольшой серией в 1942 г., принимал участие в боевых действиях, хорошо проявил себя против бомбардировщиков противника
   За 1941-1944 гг. было выпущено 6399 самолетов Як-7 в различных вариантах.
   Як-7 внес значительный вклад в ход воздушной войны на восточном фронте. Его применение не ограничивалось только боевыми действиями. Учебные модификации использовались для подготовки летного состава для современных по тому времени истребителей. Использовался и для испытания различных новшеств. Он стал одним из первых советских истребителей, на котором устанавливалось крупнокалиберное пушечное вооружение. На базе Як-7 создавались летающие лаборатории для отработки прямоточных реактивных двигателей, герметичных кабин, крыла с ламинарным профилем, изучалась возможность увеличения дальности за счет максимального использования внутреннего объема для размещения топлива.
Основные данные истребителей ЯК-7
Тип самолетаЯк-7А Як-7Б Як-7В Як-7ДИ
Тип мотора М-105П М-105ПФ М-105П М-105ПФ
Мощность мотора, л. с. 1100 1260 1100 1260
Длина самолета, м 9,5 8,5 8,5 8,5
Размах крыла, м 10,0 10,0 10,0 9,74
Площадь крыла, м2 17,15 17,15 17,15 17,15
Взлетный вес, кг 3008 3010 2775 3035
Скорость у земли, км/ч 451 514 410 505
Максимальная скорость, км/ч 530 570 465 566
на высоте, м 5000 3650 5000 3800
Время набора высоты 5000 м, мин 7,1 5,8 7,7 6,1
Дальность полета, км 643 903 580 1467
Потолок, м 9800 9900 10 000 10 000
Вооружение: пушки ШВАК калибра 20 мм 1 1 нет 1
пулеметы ШКАС калибра 7,62 мм 2 нет нет нет
пулеметы УБС калибра 12,7 мм нет 2 нет 1
реактивные снаряды РС-82 6 6 нет нет
Фотогаллерея
Модель для склеивания "Истребитель Як-7А султана Амет-Хана"
Арк-модел
Сборка модели производится согласно схеме, при помощи клея. Для удобства каждая деталь на сборочной схеме обозначена номером соответствующим номеру на литниковой рамке. Модель рекомендуется окрашивать специальными красками для пластиковых моделей. Сборку и окраску следует проводить в хорошо проветриваемом помещении вдали от источников огня. Клей и краски в комплект не входят. Сборка модели развивает интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление. Прививает практические навыки работы со схемами и чертежами. Количество деталей: 78. Масштаб: 1:48. Материал: пластик. Возраст: от 9 лет.

Сборная модель самолета "Як-7"
Моделист.
Як-7Б производился с 1942г по 1944г. Боевое крещение получил в Сталинградской битве. Масштаб 1:72.

Сборная модель самолета "Як-7" (подарочный набор)
Моделист.
Як-7Б производился с 1942г по 1944г. Боевое крещение получил в Сталинградской битве.
В набор входит модель, краски, клей и кисточка.
Масштаб 1:72.
В начало


Copyright © det-model 2010