Сборные модели самолетов. Ту-95 советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец
Сборные модели
Легендарные летчики
Авиаконструкторы
Все для моделирования


Якубович Н.В. Боевые самолеты Туполева
Издательство:Эксмо
Серия:Война и мы. Авиаколлекция
дата выпуска: 10 января 2012 г
ISBN: 978-5-699-54174-4
количество томов:1
Вся история отечественной авиации неразрывно связана с именем Андрея Николаевича Туполева. Под его руководством в начале 1930-х гг. были созданы тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) и скоростной СБ (АНТ-40), на тот момент не имевшие себе равных. Его «летающие крепости» ТБ-7 уже в августе...

<< Назад
Ту-95 советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец
   Ту-95 — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт. Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.
   Начало работ по стратегической межконтинентальной машине, получившей по ОКБ А.Н. Туполева обозначение самолет «95» (официальное - Ту-95), можно отнести к весне 1950 года.
   11 июля 1951 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 2396-1 137. по которому ОКБ поручалось спроектировать и построить скоростной дальний бомбардировщик в 2-х вариантах: первый с четырьмя спаренными ТВД типа 2ТВ-2Ф с передачей его на летные испытания в сентябре 1952 года; второй - с четырьмя ТВ-12 со сроком передачи на летные испытания в сентябре 1953 года.
   11 ноября 1952 года экипаж в составе командира корабля А.Д. Перелета, второго летчика В.П.Марунова, бортинженера А.Ф. Чернова, штурмана С.С. Кириченко и др. (ведущий инженер Н.В.Лашкевич) выполняют на «95/1» первый полет.
   Пока шли заводские испытания, разворачивалось серийное производство Ту-95. В августе 1955 года были выпущены первые две серийные машины. Эти две машины и Ту-95/2 были представлены на государственные испытания, которые начались в мае 1956 года, и их первый этап продолжался до августа 1 956 года, в ходе них Ту-95/2 показал дальность 1 5040 км. По результатам этих испытаний решено было на самолет установить модернизированныедвигатели НК-1 2М с увеличенной взлетной мощностью и увеличить запас топлива. Был доработан один из серийных самолетов, на котором взлетная масса была увеличена до 182000 кг при доведении запаса топлива до 90000 кг вместо 80000 кг на Ту-95/2. Модернизированный самолет получил обозначение Ту-95М и должен был стать эталоном для серии, его испытания закончились осенью 1957 года. Ту-95М показал максимальную скорость 905 км/ч. практический потолок - 12150 м, дальность полета - 16750 км.
   26 сентября 1957 года самолет Ту-95 принимается на вооружение с данными Ту-95М. В эксплуатации практическая дальность была оговорена для Ту-95 - 12100 км, для Ту-95М - 13200 км.
    В 1955 году началось поступление первых Ту-95 в части Дальней авиации. До появления на вооружении межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования самолеты Ту-95 были основной компонентой советских ядерных стратегических сил сдерживания.
    По своей схеме самолет Ту-95 представлял собой цельнометаллический моноплан со стреловидным крылом, однокилевым стреловидным оперением и убирающимся шасси. Основными материалами, примененными в конструкции планера самолета-алюминиевые сплавы в виде листов, плит и профилей, стальные сплавы для силовых узлов, стыковочных и крепежных деталей, а также магниевые литейные сплавы. Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции. Он представлял собой конструкцию обтекаемой формы круглого сечения с гладкой работающей обшивкой, подкрепленной набором шпангоутов и стрингеров. Фюзеляж имел технологические разъемы, которые делили его на следующие части: передний фонарь; носовую часть фюзеляжа, включавшую в себя переднюю герметическую кабину; среднюю негерметическую часть фюзеляжа; хвостовую негерметическую часть фюзеляжа; кормовую герметическую кабину и кормовую пушечную установку; обтекатель кормовой пушечной установки. Крыло самолета стреловидное, свободнонесущее, кессонной конструкции, выполненное из алюминиевых и магниевых сплавов. Оно состояло из центроплана, двух первых отъемных частей и двух вторых отъемных частей (консолей). На задней поверхности крыла установлены элероны и закрылки. Оперение самолета цельнометаллическое, свободнонесущее, однокилевое, стреловидное. Шасси самолета убирающееся, трехопорной схемы с хвостовой предохранительной опорой. Управление самолетом осуществляется с помощью двух штурвальных колонок и двух пар ножных педалей, соединенных с органами управления тягами, в управлении элеронами частично была применена тросовая проводка. В системе управления рулем направления и элеронами для уменьшения усилий на штурвалах и педалях были включены обратимые гидроусилители. Силовая установка самолета состояла из четырех турбовинтовых двигателей НК-12 (НК-12М, НК-12МВ), мотогондол, воздушных винтов типа АВ-60, систем, обеспечивающих работу двигателя и систем управления двигателями и винтом. На каждом двигателе были установлены два генератора постоянного тока, генератор переменного тока, воздушный компрессор и т.д. Запуск двигателя осуществлялся с помощью турбостартера ТС-12М. Воздушный винт типа АВ-60 представлял из себя винт с дюралевыми лопастями, состоящий из двух четырехлопастных соосных винтов изменяемого в полете шага, вращавшихся в разные стороны, передний винт - по часовой стрелке, задний - против часовой стрелки. Топливо (авиационный керосин типа Т-1,1-2. ТС-1) располагалось в мягких резиновых топливных баках, размещавшихся в фюзеляже, центроплане и отъемных частях крыла. В состав приборного оборудования входили пилотажно-навигационные приборы и приборы контроля двигателей. стандартные для советских тяжелых самолетов того периода. Для разгрузки экипажа в длительных полетах имелся автопилот типа АП-15. Самолет был оборудован кислородной аппаратурой с системой жидкого кислорода. Для выполнения попутной разведки на Ту-95 в фюзеляже была предусмотрена установка штатного фотоаппарата типа АФА-42/100 в качающейся фотоустановке. В ночном варианте на борт брались осветительные бомбы типа ФОТАБ или САБ. Радиосвязное оборудование самолета обеспечивало дальнюю и ближнюю радиосвязь в телефонном и телеграфном режимах, а также внутрисамо-летную радиосвязь, подачу сигналов бедствия и запись переговоров экипажа на магнитофон. Радионавигационное оборудование самолета состояло из автоматического радиокомпаса, радиовысотомера малых высот, радиовысотомера больших высот, бортовой части системы слепой посадки, доплеровского измерителя скорости и угла сноса, аппаратуры контроля местоположения самолета в групповом полете, радиотехнической системы ближней навигации и аппаратуры дальней навигации. Самолеты Ту-95 и Ту-95М оборудовались типовым бомбардировочным вооружением, которое включало в себя комплекс агрегатов, обеспечивавших подвеску авиабомб калибра от 1500 до 9000 кг. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 5000 кг, максимальная -12000 кг. Предусматривался вариант расположения в грузоотсеке в дополнение к бомбардировочному вооружению системы автоматического сбрасывания дипольных отражателей типа АСО-95 и АСО-2Б. Для прицеливания при бомбометании в условиях визуальной видимости использовался установленный на самолете оптический векторно-синхрон-ный прицел ОПБ-11РМ (ОПБ-112), связанный с автопилотом. Оборонительное стрелково-пушечное вооружение включало комплекс из трех механизированных пушечных установок, связанных дистанционно с прицельными станциями и вычислительными блоками. На самолете устанавливались три подвижные спаренные пушечные установки: верхняя -ДТ-В12, нижняя - Т-Н12 и кормовая - ДК-12. В установках использовались пушки калибра 23 мм типа АМ-23. Для уменьшения аэродинамического сопротивления самолета верхняя установка ДТ-В1 2 была смонтирована на выдвижном подъемном механизме.
Модификации
  • Ту-95 - серийное воспроизведение второго опытного самолета «95/2» с двигателями НК-12. По сравнению с прототипом серийная машина имела удлиненный фюзеляж, взлетную массу 172000 кг. практическую дальность с 5000 кг бомб 12100 км. Ту-95 серийно выпускался с 1955 года по 1958 год, всего была выпущена 31 машина. В дальнейшем Ту-95 прошли модернизацию - двигатели НК-12М и НК-12МВ, новое оборудование.
  • Ту-95М - модернизированный вариант Ту-9 5 с двигателями НК-12М (1 5000 э.л.с), увеличенным запасом топлива, взлетная масса доведена до 182000 кг. практическая дальность полета до 13200 км. выпущено 19 самолетов.
  • Ту-95МР - четыре самолета Ту-95М, выпущенные в варианте дальних стратегических разведчиков.
  • Ту-95РЦ - самолет разведки и целеуказания для систем ракетного оружия ВМФ. выпущено 53 самолета. Самолет «96» (Ту-96) - опытный высотный бомбардировщик.
  • Ту-116 - переделка двух серийных Ту-95 в пассажирский самолет для специальных перевозок.
  • Ту-95-202 - модификация серийного Ту-95 в носитель сверхмощной термоядерной бомбы (изделие «202» с тротиловым эквивалентом до 100 мегатонн).
  • Ту-95Н - опытная модификация в самолет-носитель подвесного самолета «РС» ОКБ П.В. Цыбина.
  • Ту-95М-5 - опытная модификация Ту-95М - носитель ракет КСР-5.
  • Ту-95ЛАЛ - летающая лаборатория для испытаний авиационной ядерной силовой установки.
  • Ту-95ЛЛ - летающая лаборатория для испытаний и доводок опытных ТРД - переделка опытного «95/2».
  • Ту-95К - самолет-ракетоносец, носитель самолета-снаряда типа Х-20, элемент стратегической авиационно-ракетной системы Ту-95К-20 (К-20). серийно выпущено 48 машин.
  • Ту-95КД - опытный самолет, оборудованный системой дозаправки топливом в полете «Конус».
  • Ту-95КМ - серийное воспроизведение Ту-95КД с новым радиотехническим, радионавигационным оборудованием и под самолет-снаряд Х-20М, выпущено 23 самолета.
  • Ту-95К-22 - модификация серийных самолетов Ту-95КМ в носитель ракет типа Х-22, элемент комплекса К-95-22;
  • Ту-95КМ. Ту-95К-22 с фильтрогон-цолами - серийные машины, предназначенные для радиационной разведки.
  • Ту-95КМ носитель экспериментального самолета 105.11 -серийный Ту-95КМ, переоборудованный в самолет-носитель экспериментального ЛА 105.11 созданного по программе «Спираль».
  • Ту-95М-55 - переделка опытного Ту-95М-5 в летающую лабораторию для испытаний и доводок ракетного комплекса для ракетоносца Ту-95МС.
  • Ту-95МС - самолет-ракетоносен крылатых ракет типа X -55, создан на базеТу-142М.
  • Ту-95МА - опытная модификация Ту-95МС в самолет-ракетоносец, носитель гиперзвуковых ракет большой дальности «Метеорит-А».
Тактико-технические характеристики
Технические
характеристики
Ту-95 Ту-95М Ту-95К Ту-95КМ Ту-95РЦ Ту-95МС
Экипаж 9 7
Длина, м 46,17 46,9 46,8 н/д 49,09
Размах крыла, м 50,04
Площадь крыла, м2 283,7 289,9
Коэффициент удлинения крыла 8,83 8,84
Масса пустого, кг 83100 84300 88000 до 90000 н/д до 98500
Максимальная взлетная масса, кг 172000 182000 182000 182000 182000 185000
Масса топлива, кг 80730 89530 до 80000 до 80000 н/д 87000
Силовая установка 4 * НК-12 4 * НК-12М 4 * НК-12 4 * НК-12МВ 4 * НК-12МВ 4 * НК-12МП
Мощность двигателякВт, л.с. 4 * 8948 (12000) 4 * 11185 (15000) 4 * 8948 (12000) 4 * 11185 (15000) 4 * 11185 (15000) 4 * 11185 (15000)
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 890 905 860 860 910 830
Крейсерская скорость, км/ч 750 720-750 750 750 680-770 до 700
Практическая дальность, км 12100 13200 12500 до 11000 13460 10500
Боевой радиус, км н/д н/д 6340 6340 н/д н/д
Практический потолок, м 11800 11900 11600 11600 10300 10500
Нагрузка на крыло, кг/м2 606 642 642 642 642 638
Длина разбега, м 2350 2730 2380 2780 н/д 2540
Длина пробега, м 1500 1500 1700 1700 н/д н/д
Вооружение
Стрелково-пушечное 3 * 2*АМ-23 2*ГШ-23
Боевая нагрузка, кг
(нормальная / максимальная)
11-11800 7800 / 20800

   
Фотогаллерея
Стратегический бомбардировщик Ту-95
Звезда
Долгожданная модель самого знаменитого бомбардировщика СССР! Ту-95 советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны. Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.? Внимание, клей и краски в комплект не входят. Масштаб: 1:144.

В начало


Copyright © det-model 2010