Ту-144 первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет

<< Назад
Ту-144 первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет
   Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный в ОКБ А.Н. Туполева. Первый в мире сверхзвуковой серийный пассажирский самолет. Создание Ту-144 вывело отечественную авиационную промышленность на самые передовые позиции. Огромный технологический скачёк совершили и смежные отрасли промышленности. Ту-144 стал не без основания предметом гордости советских людей.
   Официальным основанием (работы по изучению создания СПС начались в конце 50х годов) для начала работ по отечественному сверхзвуковому пассажирскому самолету(СПС) первого поколения (СПС-1), получившему обозначение Ту-144, стало Постановление Совета Министров СССР 1963 года и Приказ того же года. ОКБ А.Н. Туполева поручалось спроектировать и построить СПС с крейсерской скоростью полета 2300-2700 км/ч, практическая дальность полета на сверхзвуке с 80-100 пассажирами оговаривалась 4000-4500 км; в перегрузочном варианте с дополнительными топливными баками и с 30-50 пассажирами - 6000-6500 км. Эксплуатация с аэродромов первого класса при нормальной взлетной массе 120-130 тонн. Предполагалось в 1966-1967 годах построить пять экземпляров Ту-144 (два экземпляра для прочностных испытаний). Ведущим конструктором по самолёту был назначен А.А.Туполев. Разработка двигателя поручалась ОКБ Н.Д.Кузнецова.
   Аэродинамический облик Ту-144 определялся главным образом получением большой дальности полета на крейсерском сверхзвуковом режиме, при условии получения требуемых характеристик устойчивости и управляемости и заданных характеристик взлета и посадки.
   Постройка первого опытного самолета Ту-144 ("044") началась в 1965 году, одновременно строился второй экземпляр для статических испытаний. Опытная "044" первоначально рассчитывалась на 98 пассажиров, позднее эта цифра была увеличена до 120. Соответственно расчетная взлетная масса увеличилась со 130 тонн до 150 тонн. Опытная машина строилась в Москве в цехах ММЗ "Опыт", часть агрегатов изготовлялась на его филиалах. В 1967 году была закончена сборка основных элементов самолета. В конце 1968 года опытный "044" (бортовой № 68001) был готов к первому полету.
   31 1968 года декабря экипаж в составе: командира корабля - заслуженного летчика-испытателя Э.В.Еляна, второго пилота - заслуженного летчика испытателя, ведущего инженера-испытателя В.Н.Бендерова и бортинженера Ю.Т.Селиверстова подняли самолет в небо. Первый полет продолжался 37 минут. 5 июня 1969 года опытный самолет первый раз на высоте 11000 м превысил звуковую скорость, к маю 1970 года машина летала на скоростях М—1,25-1,6 на высотах до 15000 м. 12 ноября 1970 года в часовом полете "044" летала полчаса на скорости превышающей 2000 км/ч, на высоте 16960 м была достигнута максимальная скорость 2430 км/ ч.
   Первый полет Ту-144 стал событием мирового значения и немаловажным моментом в истории отечественной и мировой авиации. Впервые в воздух поднялся сверхзвуковой пассажирский самолет, и это был самолет, построенный в СССР, первый "Конкорд" уйдет в полет только 2 марта 1969 года.
   Ту-144 впервые был показан на авиационном празднике в аэропорту Шереметьево 21 мая 1970 года. Летом 1971 года началась опытная эксплуатация прототипа в «Аэрофлоте». Были совершены полёты из Москвы в Прагу, Берлин, Варшаву, Софию. В 1972 году Ту-144 демонстрировался на авиасалонах в Ганновере и Будапеште.
   Одновременно с лётными испытаниями шли исследования на 80 наземных стендах, на которых отрабатывались все важнейшие конструктивно-компоновочные решения. При помощи этих стендов впервые в СССР была разработана комплексная система оценки отказов с учётом их последствий. Государственные испытания продолжались до 15 мая 1977 года. 29 октября самолёт получил сертификат лётной годности. Первый серийный Ту-144 был собран весной 1971 года в Жуковском. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолётов. Ещё один остался недостроенным. Серийные самолёты отличались от прототипа увеличенной на 5,7 м длиной фюзеляжа, несколько изменённой формой крыла и наличием убирающихся передних крылышек. Число мест для пассажиров увеличилось со 120 до 140. Первый рейс серийного самолёта состоялся 20 сентября 1972 года по маршруту Москва – Ташкент – Москва. В марте 1975 года открылась скоростная авиалиния Москва – Алма-Ата (перевозилась почта и грузы), а 20 октября 1977 года был выполнен первый рейс с пассажирами.
   Ту-144 - сверхзвуковой пассажирский самолёт с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой НК-144А (в серии ТРД РД36-51А). Выполнен по схеме "бесхвостка". Крыло треугольное, малого удлинения, с наплывом большой стреловидности в передней части. Управление самолётом по тангажу и крену осуществляется двумя элевонами. Каждый из них состоит из четырёх секций, отклоняемых раздельно с помощью двух бустеров. Руль направления имеет две секции также с раздельным управлением. Наличие секций в органах управления существенно повышает надёжность работы системы. Этой же цели служит четырёхкратное резервирование всех основных систем. Силовая установка скомпонована под крылом в двух изолированных мотогондолах, каждая на два двигателя. Топливо размещено в кессон-баках крыла. Оно расходуется автоматически по определенной программе, обеспечивающей необходимую центровку машины. Шасси трёх-опорное. Основные опоры имеют двухосную восьмиколёсную тележку. Все колёса оборудованы тормозами. Опоры убираются вперёд по полёту в ниши между каналами воздухозаборника. Кабина экипажа вписана в обводы фюзеляжа и не имеет обычного выступающего фонаря. Поэтому носовая негерметизированная часть фюзеляжа с радиолокатором и антенными системами при взлёте и посадке отклоняется вниз, открывая лобовые стёкла кабины пилотов для визуального обзора. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик применено убирающееся в полёте переднее горизонтальное оперение. Самолёт оборудован рядом автоматических систем, в т.ч. для навигации и слепой посадки. Салон вмещает 150 пассажиров. Багаж размещается в контейнерах в багажных отсеках. На самолёте установлен ряд мировых рекордов. Строился серийно. В 1977-78 эксплуатировался на трассе Москва-Алма-Ата.
   Тактико-технические характеристики
  • Первый полет, год - 1968
  • Начало серийного производства, год - 1969
  • Силовая установка:
    ТРДДФ НК-144, кН - 4 по 199
  • Длина самолёта, м - 65.7
  • Размах крыла, м - 28
  • Высота самолёта, м - 12.5
  • Площадь крыла, кв.м - 507
  • Колея шасси, м - 6
  • Взлетная масса, кг - 207000
  • Максимальная коммерческая нагрузка, кг - 15000
  • Масса пустого самолета, кг - 98000
  • Дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке, км - 3500
  • Максимальная дальность при увеличенном запасе топлива, км - 6500
  • Крейсерская скорость полета, км/ч - 2200
  • Число пассажиров - 150
  • Экипаж, чел - 4

   Весь период после создания Ty-144 АНТК им. А.Н.Туполева. вместе с ведущими отраслевыми научными центрами (такими, как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ) не прекращали проработок по СПС второго поколения. Эти работы состоят из общего проектирования самолета, разработки его составных частей, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию новых материалов, покрытий, технологических процессов. Опыт по созданию Ту-144 широко использовался при разработке Ty-244, а в 1993 г. два Ту-144Д переоборудуются под летающие лаборатории в рамках работ по СПС второго поколения. В виду отсутствия финансирования, работы по созданию Ту-244 остались на стадии исследования, а летающая лаборатория Ту-144 приняла участие в совместной программе США и России по летным исследованиям в интересах разработки технологий для создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения (HSCT).

Фотогаллерея
Модель "Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт"
Моделист
Уменьшенная модель "Советского сверхзвукового пассажирского самолёта". Масштаб: 1:144.

Сверхзвуковой лайнер ТУ-144
АСТ
Серия: Крылатая бумага
Конструирование из бумаги не только развивает интеллект, но и приносит огромное удовольствие. Попробуйте изготовить летающий сверхзвуковой лайнер ТУ-144 своими руками!

В начало


Copyright © det-model 2010