Авиаконструкторы. Сухой Павел Осипович
Сухой Павел Осипович 22.07.1895 - 15.09.1975 Дважды Герой Соц.Труда
Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской, Сталинской и Государственных премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации
Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Витебской области (Белоруссия) в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1914 году окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию. В 1916 году был призван в армию, окончил школу прапорщиков.
После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана (1925) работал в конструкторском бюро (КБ) А.Н.Туполева (в составе Центрального аэрогидродинамического института, ЦАГИ) и на заводе № 156: инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора. В этот период Сухим под общим руководством А.Н.Туполева были созданы истребители И-4 (1926-1927) и И-14 (1932-1934), рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина».
Сухой принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
В 1939-1940 годах главный конструктор на заводе в Харькове. В 1940-1949 годах главный конструктор КБ (ныне – ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943). В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».
В 1958-1974 годах депутат Верховного Совета СССР.
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Награждён тремя орденами Ленина (16.09.1945, 12.07.1957, 10.07.1975), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени (2.11.1938), орденом Красной Звезды (17.08.1933), орденом «Знак Почёта» (10.08.1936), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1968), Сталинской премии 1-й степени (1943), Государственной премии СССР (1975, посмертно).
Доктор технических наук (13.09.1940), профессор. Награждён золотой медалью имени А.Н.Туполева АН СССР (1975, № 1).
В 2004 году его именем была названа одна из улиц в Москве. Его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету. В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П.О.Сухому. В 1985 году в школе № 1 города Глубокое был открыт музей П.О.Сухого.
Фотогаллерея
В начало


Copyright © det-model 2010