Сборные модели самолетов. ЛаГГ-3 серия 1-4 советский истребитель 2-й Мировой Войны

<< Назад

   ЛаГГ-3 серия 1-4 советский истребитель 2-й Мировой Войны
   
    На рубеже 1939-40 годов в СССР начались испытания сразу нескольких новых типов боевых самолетов. Особое место среди них занимала тройка истребителей с моторами водяного охлаждения конструкции Яковлева (И-26, будущий Як-1), Микояна (И-200, будущий МиГ-1) и триумвират Лавочкин-Горбунов-Гудков (И-22, будущий ЛаГГ-1). И-22 поднялся в воздух последним из трех – 30 марта 1940 года. Для своего времени он имел довольно необычную конструкцию. В то время как большинство самолетов новых моделей строились с широким использованием металла, имея либо смешанную, либо цельнометаллическую конструкцию, будущий ЛаГГ имел цельнодеревянную конструкцию. Из металла была выполнена лишь стальная моторама, на которой крепился двигатель, и дюралевая обшивка моторного отсека. Применение столь архаичного, на первый взгляд, материала оправдывалось его доступностью и дешевизной по сравнению с дефицитным дюралем, и одновременно возможностью придать древесине довольно высокие качества. Новый самолет предполагалось строить из дельта-древесины – проклеенной и пропитанной спецсоставами березовой фанеры и сосны, обладавшей весьма высокой прочностью и термостойкостью. Известна история, как кусок панели из дельта-древесины принесли в Кремль для демонстрации Сталину. В процессе беседы с конструкторами Сталин вытряхнул на панель горячий пепел из трубки, и продолжил разговор. Спустя полчаса все еще тлеющий табак смахнули с поверхности, на которой осталось лишь небольшое темное пятно. Материал получил «добро». Испытания И-22, как и его ровесников из других КБ, проходили тяжело: резкий рывок в создании машин нового поколения был непростым, перестройка авиационной промышленности вкупе со структурами КБ была в разгаре. Тем не менее, постепенно недостатки устранялись, и новый истребитель начали готовить к серии под индексом ЛаГГ-1. Однако в серию он пошел уже как ЛаГГ-3 – после серьезной переделки проекта с целью увеличения дальности полета с 600 до 1000 километров. Летом 1940 вышло постановление о запуске самолета в серию. От ровесников – Яка и МиГа, -- ЛаГГ отличался большей прочностью конструкции и более мощным вооружением. Однако его маневренность с учетом «перетяжеленности» оставляла желать лучшего. Был и еще один недостаток, в мирное время не воспринимавшийся как критичный: дельта-древесина требовала дорогих импортных клеев, смол и лаков для пропитки и обработки поверхности, а ее производство и обработка оказались довольно сложным делом. Уже в мирное время ЛаГГ «прославился» как «строгий» истребитель, не прощающий ошибок молодым пилотам. Вызывал нарекания и его большой вес. Тем не менее, ЛаГГ значительно превосходил по ТТХ устаревшие машины Поликарпова, и стал одним из козырей ВВС РККА в начавшейся 22 июня 1941 года войне. Он участвовал в различных сражениях от Западной границы до Москвы, а к зиме 1941-42 годов стал одним из основных истребителей во фронтовых частях. Эта зима подписала ЛаГГу приговор: возросший вес машины, ухудшившаяся после окраски в зимний камуфляж аэродинамика в сочетании с не самым мощным мотором (М-105, 1050 л.с.) не позволяли ЛаГГу считаться полноценным истребителем. Як имел тот же мотор, но он был заметно легче по конструкции, и был способен вести активный воздушный бой с современным противником, пусть и ценой меньшей, чем у ЛаГГа, живучести. К этому времени триумвират создателей ЛаГГа распался, каждый из конструкторов пошел своей дорогой, и доводку истребителя в серии продолжал сам Лавочкин. Перед ним стояла задача повысить ЛТХ самолета любой ценой, иначе тот будет снят с производства. «Яки», с учетом уже прекращенного производства «МиГа», становились монополистами, что в перспективе грозило общим отставанием. Решение было найдено в замене мотора. ЛаГГ-3 получил мотор воздушного охлаждения М82 мощностью почти 1500 л.с. Для установки мотора иных габаритов и массы пришлось практически заново переделать носовую часть фюзеляжа. Тем не менее, эта задача была решена. С новым мотором ЛаГГ продемонстрировал выдающиеся летные характеристики, и был запущен в производство летом 1942 под индексом Ла-5. Ла-5, и его развитие – Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7, - стали лучшими советскими серийными истребителями 1941-45 годов, и одними из лучших в мире. На машинах Лавочкина летали многие знаменитые асы, включая Ивана Кожедуба – самого результативного летчика-истребителя ВВС СССР и антигитлеровской коалиции вообще, сбившего 62 машины врага. Запуск в серию Ла-5, однако, не означал прекращения истории ЛаГГ-3. Производство этой машины продолжалось на второстепенном заводе в Тбилиси вплоть до конца 1943 года, и вплоть до средины 44 года ЛаГГ встречался на фронте, хотя уж и не на первых ролях. Последней войной для этого самолета стала война СССР против Японии в августе-сентябре 1945 года.
Существовали следующие модификации:
И-301 (И-22) - прототип. В 1940 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 30 марта 1940 года.
"105" - опытный с двигателем М-105ПФ2. Отличался конструкцией фюзеляжа. Разработан В.П.Горбуновым. Изготовлен весной 1943 года.
Гу-82 - опытный с двигателем воздушного охлаждения М-82. Силовая установка полностью взята от Су-2. Разработан М.И.Гудковым. Изготовлен в августе 1941 года. Изготовление второго образца прекращено из-за эвакуации.
К-37 - опытный с 37-мм пушкой Ш-37. Разработан М.И.Гудковым. В 1941 году переоборудовано 3 серийных самолёта ЛаГГ-3 1 серии.
ЛаГГ-М-82 - опытный с двигателем М-82. Разработан С.А.Лавочкиным в конце 1941 года.
ЛаГГ-1 - истребитель с тремя топливными баками. Отличался наличием радиополукомпаса. Переоборудован в 1940 году из И-301. Первый полёт 25 октября 1940 года.
ЛаГГ-3 - серийный истребитель. Отличался усиленным шасси, 5 топливными баками. Выпускался в 1941-1944 годах.
ЛаГГ-3 1 серии. Отличался двигателем М-105П, увеличенными воздухозаборниками. Вооружение состояло из 1 пулемёта БК в развале цилиндров, 2 синхронных пулемётов БС и 2 пулемётов ШКАС.
ЛаГГ-3 4 серии. Отличался двигателем М-105ПА, увеличенным воздухозаборником на левом борту и отсутствием воздухозаборника на правом, высокой антенной мачтой за кабиной. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 1 пулемёта БС и 2 пулемётов ШКАС.
ЛаГГ-3 7 серии. Отличался крыльевыми топливными баками меньшего объёма.
ЛаГГ-3 8 серии. Отличался отсутствием пулемётов ШКАС. Вмосто пушки ШВАК иногда устанавливалась ВЯ-23. Выпускался с конца 1941 года.
ЛаГГ-3 11 серии - истребитель-бомбардировщик. Отличался 6 реактивными орудиями РО-82 и 2 бомбодержателями ДЗ-40 под крылом, новым воздухозаборником под фюзеляжем, отсутствием крыльевых баков. Вместо бомб мог нести 2 ПТБ по 80 л. Часть самолётов оснащалось лыжным шасси. Выпускался зимой 1941-1942 годов.
ЛаГГ-3 15 серии. Отличался автоматическими предкрылками.
ЛаГГ-3 23 серии. Отличался новым хвостовым оперением, хвостовой антенной стойкой, изменёнными выхлопными трубами. Часть самолётов оснащалась винтом ВИШ-105СВ. Вооружение состояло из пушки ШВАК и пулемёта БС. Выпускался весной 1942 года.
ЛаГГ-3 28 серии. Отличался двигателем М-105ПФ, радиостанцией РСИ-4. Вместо общей выхлопной трубы применены выхлопные патрубки, общие на 2 цилиндра. Часть самолётов оснащалась винтом ВИШ-105СВ. Выпускался с июня 1942 года.
ЛаГГ-3 33 серии. Отличался винтом ВИШ-105СВ, изменённым хвостовым оперением.
ЛаГГ-3 34 серии - истребитель танков. Отличался 37-мм пушкой НС-37. Осенью 1942 года на заводе №31 изготовлено 40 самолётов.
ЛаГГ-3 35 серии. Отличался автоматическими предкрылками, увеличенным радиатором, изменённой формой воздухозаборников, убирающимся хвостовым колесом. Выпускался с авгута 1942 до весны 1943 года на заводе №31.
ЛаГГ-3 41 серии. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 1 пулемёта БС, 2 пулемётов ШКАС.
ЛаГГ-3 66 серии. Отличался облегчённым каркасом фюзеляжа, бронестеклом в передней части фонаря кабины, формой воздухозаборников, бомбодержателями с зализами. Часть деталей унифицирована с самолётом Як-1. Выпускался с весны 1943 до середины 1944 года.
ЛаГГ-3 - разведчик. Отличался наличием фотоаппарата АФА-1. Переоборудована часть самолётов 8 серии.
ЛаГГ-3 - облегчённый. Отличался двигателем М-105ПФ, составом оборудования. Вооружение состояло из пушки ШВАК и пулемёта УБС. Разработан В.П.Горбуновым в 1942 году. Выпущен малой серией на заводе №31.
ЛаГГ-3 "дублёр" - опытный с двигателем ВК-105ПФ2. Конструкция аналогична самолёту "105". Вооружение состояло из пушки ВЯ-23 и пулемёта УБ. Изготовлен весной 1944 года.
ЛаГГ-3 ПВРД - опытный с ПВРД. Разработан в 1941 году
ЛаГГ-3Ф - опытный с двигателем М-107. Разработан В.П.Горбуновым. В 1943 году изготовлено 2 самолёта.
ЛаГ-5 - опытный с двигателем М-82. Вооружение состояло из 2 пушек ШВАК. Разработан В.П.Горбуновым в 1942 году.
Фотогаллерея
Сборная модель "Советский истребитель ЛаГГ-3"
Звезда.
Набор для сборки одной модели самолета.
Сборка без клея.
Масштаб: 1/144.
Материал: пластик.
Длина готового самолета: 6 см.
10 деталей.

В начало


Copyright © det-model 2010