Сборные модели самолетов.И-15
Сборные модели
Легендарные летчики
Авиаконструкторы
Все для моделирования



<< Назад

  Истребитель И-15
И-15-один из лучших в мировой практике самолетостроения образцов истребителя-биплана - был разработан в 1933 году в КБ Н.И. Поликарпова.
По схеме и конструкции И-15 представлял собой дальнейшее развитие истребителя И-5, но имел более совершенную аэродинамику и гораздо более мощный мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионное воспроизводство американского Райт "Циклон" Ф-3). Главной задачей перед конструкторами стояло улучшение аэродинамики без существенных изменений размеров самолёта. Первоначально проект носил обозначение И-14, но позже его сменило обозначение И-15 (И-14 стал называться истребитель КБ А.Н.Туполева). Характерная особенность И-15 заключалась в своеобразной форме верхнего крыла, имеющего схему "чайка", что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и давало лучший обзор вперед-вверх. Колеса неубираемого шасси закрыты обтекателями. Каркас фюзеляжа - ферменный, сварной из стальных труб. Каркас крыльев - деревянный, оперения - дюралевый. Обшивка везде полотняная. Вооружение - первоначально два, а затем четыре пулемета ШКАС. Изогнутое верхнее крыло типа "чайка" уменьшало общее аэродинамическое сопротивление самолета и улучшало обзор из кабины. Площадь верхнего крыла - 14,0 кв.м, нижнего - 7,9 кв.м. Вес пустого самолета - 960 кг, взлетный - 1369 кг.
Летные испытания И-15 начались в декабре 1933 года. Истребитель по всем показателям превзошел И-5. В 1934 году И-15 был запущен в серию. Устойчивый, легкоуправляемый, с высокими летными данными, исключительной маневренностью и отличными взлетно-посадочными характеристиками, этот истребитель пользовался заслуженной любовью летчиков.
Самолет был принят к серийному производству и строился несколько лет первоначально с двигателем М-22 в 480 л.с., затем с М-25 в 630/715 л. с. Истребитель И-15 в те годы не имел себе равных по маневренности на горизонталях. Вираж на нем выполнялся за 8 секунд. Летчики очень любили этот самолет за его устойчивость на всех режимах полета, простоту пилотирования и хорошие взлетно-посадочные качества. Скорость у земли - 315 км/час, на высоте 3 тыс. м - 367 км/час, потолок - 9800 м. На несколько облегченном И-15 летчик В.К.Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъема на высоту без груза - 14675 м. Первую боевую проверку И-15 прошли в небе Испании. Активное участие принимали подразделения, вооруженные самолетами И-15, в разгроме японских захватчиков в районе реки Халхин-Гол. Небольшое количество И-15 использовалось в боях с белофиннами и в качестве штурмовиков в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Боевое применение И-15 стал одним из первых отечественных боевых самолетов, на котором советские летчики-добровольцы вступили в борьбу с фашистами осенью 1938 года в Испании. Воздушная война в небе Испании показала превосходство И-15 над основными истребителями мятежников - немецким Хейнкель Не-51-А-1 и итальянским Фиат CR.32. Последний был быстрее, тяжелее, однако с пикирования итальянцы частенько уходили от расправы И-15-х. Обычно пилоты "фиатов" старались внезапно ударить по "чато"и уйти. С другой стороны маневренность "фиатов" была значительно хуже И-15. Однако если "чато" попадал под огонь крупнокалиберных пулеметов "фиата", то шансов продолжить бой на равных было немного. С другой стороны четыре ШКАС-а винтовочного калибра не могли принести большого вреда итальянцам. Обычно республиканские летчики старались поразить радиатор противника. Подробно о воздушных боях и сравнении самолетов на странице: Фиат CR.32.
В небе Испании И-15 впервые встретились с Ме-109 из легиона "Кондор". Пилоты "мессеров" использовали тактику внезапной атаки и ухода в не зависимости от того, удалось ли сбить противника.
В 1939-ом в конфликте на реке Халкин - Гол наши летчики встретились в бою с японцами. По основным показателям И-15 превосходил японский истребитель-биплан Ki.10 (в СССР он назывался И-95). Однако первые бои И-15 с Ki-27 Nate (И-97 - моноплан фирмы Nakajima) показали полное превосходство последнего. Положение было выправлено только с появлением на Халкин Голе И-16.
Благодаря высоким боевым качествам И-15 приобрел репутацию сильнейшего маневренного истребителя. Как это ни парадоксально, признание к И-15 пришло уже после того, как его сняли с производства (всего за 1934-1936 годы построили 384 самолета).
Тактико-технические характеристики
  • Год принятия на вооружение - 1935
  • Размах верхнего крыла - 9,75 м
  • Размах нижнего крыла - 7,50 м
  • Длина - 6,10 м
  • Высота - 2,20 м
  • Площадь крыла - 21,9 кв.м
  • Масса, кг - пустого - 1012 - взлетная - 1415
  • Тип двигателя - 1 ПД М-22
  • Мощность - 480 л.с.
  • Максимальная скорость, км/ч - на высоте - 350 - у земли - 285
  • Практическая дальность - 500 км
  • Максимальная скороподъемность - 454 м/мин
  • Практический потолок - 7250 м
  • Экипаж - 1 чел
Вооружение 2 7.62-мм пулемета ПВ-1.

Модификации
  • ЦКБ-3 - прототип. Отличался двигателем Райт Циклон SGR-1820 F3. Первый полёт в октябре 1933 года.
  • И-15 - серийный истребитель.
  • И-15 (ЦКБ-3бис) - серийный с двигателем М-25. Выпускался в 1937 году.
  • И-15 - опытный с прямым центропланом.
  • И-15 - опытный с гермокабиной конструкции Н.Н.Поликарпова. Изготовлен в 1937 году.
  • И-15 - опытный с гермокабиной конструкции А.Я.Щербакова. Изготовленен в 1937 году.
  • И-15ТК - высотный (опытный). Отличался двигателем М-25Е и 2 турбокомпрессорами ТК-1.
  • И-152 (ЦКБ-3бис, И-15бис, И-152) - модернизированный. Отличался прямым верхним крылом, двигателем М-25В с капотом NASA. В 1938-1939 годах изготовлено 2408 самолётов.
  • И-153 (И-153) - модернизированный. Отличался убирающимся шасси и крылом типа "чайка". Выпускался с 1939 года.
  • "Чжун 28-И" - китайский вариант И-15. Отличался двигателем Райт "Циклон" SR-1820-F53. В 1939-1943 годах на авиазаводе в Куньмине изготовлено 30 самолётов.

   
Фотогаллерея
Сборная модель самолета "И-153. Чайка” (подарочный набор) Моделист.
В набор входит модель, краски, клей и кисточка. Масштаб 1:72

Сборная модель "Истребитель Поликарпова И-153 Чайка” Моделист.
Самолет разрабатывался по инициативе Н.Н.Поликарпова в порядке модернизации И-15. 11 октября 1937 года проект был утвержден ВВС. Осенью 1938 года И-153 удачно прошел испытания, а с 1939 года было начато массовое производство. Всего изготовлено 3437 самолетов (в 1939 г. – 1011 шт., в 1940 г. – 2362 шт., в 1941 г. – 64 шт.).
Масштаб 1:72

В начало


Copyright © det-model 2010