Сборные модели самолетов. Сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд

<< Назад
Сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд (Concorde)
   Конкорд - пассажирский сверхзвуковой самолет совместного англо-французского производства (BAC-SNIAS).
    26 октября 1962 года было подписано соглашение между правительствами Франции и Великобритании о совместном строительстве 100-местного пассажирского самолета со сверхзвуковой скоростью и трансатлантической дальностью, получившего имя Concorde(Согласие). На день ранее подписанное соглашение между двумя компаниями: английской BAC и французской Sud Aviation предусматривало, что обе фирмы будут координировать проектные, исследовательские и конструкторские работы нескольких десятков фирм обеих стран.
    Разработка принципиально нового лайнера заняла довольно короткий период: совместная работа англо-французской команды проектировщиков длилась с 1962 по 1966 год.
    Первый раз самолет с номером 001 и буквенным кодом F-WTSS поднялся в воздух 2 марта 1969 года. 1 октября самолет 001 перешел на сверхзвук. «Конкорд» достиг числа Маха 1.05 и держал эту скорость в течение 9 минут.
    4 сентября 1971 «Конкорд» вылетел в первое коммерческое турне по маршруту Тулуза - Рио-де-Жанейро - Сан-Паулу - Буэнос Айрес. За 15 дней было выполнено 16 демонстрационных полетов и перевезено (в рекламных целях) 117 пассажиров.
   «Конкорд» представляет собой построенный по схеме «бесхвостка» низкоплан с оживальным, поперечно изогнутым крылом удлинения 1,82, изготовленным с применением профилей относительной толщины 3-2,15%. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными элевонами общей площадью 32,0 м2. Полумонококовый фюзеляж состоит из восьми секций и носового конуса, отклонявшегося вниз (50 при взлете и 17,50 при посадке) при рулении и на взлетно-посадочных режимах для улучшения обзора из кабины летчиков. При полете со скоростью М=2,2 носовая часть самолета нагревается до 1300, в результате чего длина фюзеляжа в полете может увеличиться на 24 см. Около 85% объема фюзеляжа занимала гермокабина.
    В пассажирском салоне размещалось 118 пассажирских кресел по схеме «2+2». Габариты салона почти не отличались от общепринятого стандарта для узкофюзеляжных самолетов типа «Каравелла» или «Боинг-707». В поперечном сечении фюзеляж имел форму неправильного овала, вытянутого вниз, с максимальной шириной (по пассажирской кабине) 2.63 м.
   Для обеспечения минимальной массы самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом фрезерования целых панелей, что позволило исключить множество соединений, предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете. Толщина обшивки «Конкорда» - всего 1.5 мм, несмотря на то, что она испытывала аэродинамические, тепловые и акустические нагрузки.
   Крыло треугольное с непрерывно меняющимся по размаху углом стреловидности: от очень большого у корня (75-850) до средних значений в концевой части (50-650). Многолонжеронное крыло кессонной конструкции сочленялось с фюзеляжем весьма оригинально: вместо того чтобы изготовлять эти агрегаты по отдельности, а затем соединить их, конструкцию крыла разбили по размаху на секции, каждая из которых состояла из отсека фюзеляжа и примыкающей к нему части крыла. В результате отпала нужда в установке тяжелых соединительных узлов лонжеронов крыла и силовых шпангоутов фюзеляжа. Внутри крыла располагались основные и передние балансировочные топливные баки, а также шахты основных стоек шасси. Механизация крыла состояла из шести больших элевонов, расположенных на задней кромке. Гидроцилиндры отклонения элевонов размещались под крылом в массивных обтекателях. Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно напряженных панелей, в результате чего достигнуто уменьшение массы планера приблизительно на 20% (по сравнению с традиционными конструкциями).
   Киль «Конкорда» по конструкции был аналогичен крылу, руль направления состоял из двух секций слоистой конструкции, каждая из которых отклонялась индивидуальным гидроцилиндром. Цилиндр привода верхней секции располагался под обтекателем на правой стороне киля, а нижней - на левой. Использование «оживального» крыла снижало смещение аэродинамического фокуса при преодолении «звукового барьера», но для сохранения равновесного состояния самолета в этот момент топливо перекачивалось в специальные центровочные баки.
   Планер рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 / -1,0), в связи с чем скорости снижения и маневра самолета ограничены. Для изготовления планера использовались главным образом жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.
   Шасси - трехстоечное, было очень высоким - около 3.5 м - из-за большой длины хвостовой части фюзеляжа и необходимости выхода на значительные (около 180) углы атаки при взлете и посадке. В результате ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли. Стойки шасси, выполненные из высокопрочной стали, получились очень легкими. Носовая двухколесная стойка убиралась разворотом вперед, основные стойки с четырехколесными тележками - разворотом к фюзеляжу. Давление в пневматиках колес передней стойки составляет 1,23 МПа, а главных 1,26 МПа. Для предотвращения повреждений хвостового конуса при случайном касании ВПП в хвосте установили предохранительную пяту со спаренными пневматиками небольшого диаметра. При рулежке самолет управлялся разворотом носовой стойки.
   Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической системы управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Для повышения надежности работы систем СПС имел три независимые гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление передними колесами при маневрировании на земле, опускание и подъем передней части фюзеляжа, топливных насосов балансировочной системы самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей.
   Двигательная установка. Четыре форсированных одноконтурных турбореактивных двигателя «Олимп» 593В совместной разработки фирм Rolls-Royce и SNECMA расположены в попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом, что срез сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Каждая гондола состояла из трех секций: системы воздухозаборников, обечайки двигателей и обечайки форсажных камер. Воздухозаборники имел целый ряд управляемых панелей, с помощью которых поддерживались оптимальные характеристики потока на входе в двигатель при любом режиме полета. У каждого двигателя имеется отдельный регулируемый воздухозаборник прямоугольного поперечного сечения. На взлете и полете с дозвуковой скоростью (до М=0,6) воздухозаборники имеют максимальное входное сечение, а впускные створки дополнительных воздухозаборников, находящиеся в нижней части воздушных каналов, перед двигателями и под ними, а также за соплами двигателей на верхней и нижней поверхностях гондолы, открыты. В диапазоне 0,6 < М < 1,3 геометрия воздушного тракта изменяется таким образом, что часть воздуха используется для охлаждения двигателя, при этом находящиеся под воздушными каналами створки закрыты. Во время сверхзвукового полета перепускные створки под воздушными каналами открыты и отводят лишний воздух от двигателя. Находящиеся над соплами створки закрыты.
    Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и в фюзеляже. Топливо используется также для изменения положения цента тяжести самолета во время перехода через скорость звука и для охлаждения конструкции. Этой цели служат 4 балансировочных бака ( в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и 1 бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).
   За свою историю самолет прошел ряд модификаций, улучшивших его мощность и экономичность.
   10 апреля 2003 года авиакомпании Эр Франс и Бритиш Эйруэйз объявили в коммюнике, что полеты французско-британского сверхзвукового пассажирского авиалайнера Конкорд будут окончательно прекращены с 1 ноября 2003 года.
Характеристики :
Размах крыла, м
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого снаряженного самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя
Тяга, кгс
форсажная
нормальная
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
сверхзвуковая
дозвуковая
Перегоночная дальность, км
Практическая дальность, км
на сверхзвуке
на дозвуке
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка
25.56
62.74
11.32
358.25

78698
181400
4 ТРДФ Rolls-Royce/ SNECMA Olimpus 593 Mk.621

4 х 18100
4 х 4550
2640  (М=2.23)

2179 (М=2.04)
970
7500

6470
4900
18288
3-4
144 пассажира или 12700 кг груза

   
Фотогаллерея
Сборная модель. Конкорд "Британские Авиалинии" и "Айр Франс", 1:144, (3)
Revell (Ревелл)

артикул: 04257
Характеристика модели:
– Масштаб: 1:144.
– Длина модели 43,3 см.
– Размах крыльев 17,5 см.
– Внутренняя расшивка.
– На выбор выпущенное или убранное шасси.
– 2 сдвоенных двигателя.
– Носовая часть на выбор в 2 положениях.
– Декаль для 2 вариантов: Air france and British Airways.
– Уровень сложности 3 (из 5), 67 деталей.
Клей в комплект не входит.

Пассажирский сверхзвуковой самолет "Конкорд" (сборка)
Revell (Ревелл)
Для детей от 3 лет.

Сборная модель "Самолет Concorde British Airways"
Revell (Ревелл)
Для детей от 6 лет и старше.
В начало


Copyright © det-model 2010