Легендарные летчики.Байдуков Георгий Филиппович

Байдуков Георгий Филиппович – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. Русский.
С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 году окончил Омскую железнодорожную профтехшколу.
В армии с марта 1926 года. В 1926 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году – Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.
В 1931-1934 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 года учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
Весной 1935 года откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелёту на самолёте АНТ-25. В начале августа 1935 в составе экипажа С.А.Леваневского участвовал в попытке перелёта, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир – В.П.Чкалов, штурман – А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч 20 мин). За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия для Героев Советского Союза 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №10.
18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва–Северный полюс–Ванкувер (США) протяжённостью 8.504 км.
С 1937 года – лётчик-испытатель авиазавода №22 (г. Москва); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка. В январе-феврале 1940 года совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. Был награждён орденом Красного Знамени.
В августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.
Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 – заместитель командира и командир 31-й смешанной авиационной дивизии, с марта 1942 года – командующий ВВС 4-й ударной армии; в мае-июне 1942 – командир 211-й смешанной авиационной дивизии; в июне 1942-декабре 1943 – командир 212-й (с мая 1943 – 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 года – командир 4-го штурмового авиационного корпуса. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Соединения под его командованием участвовали в битве под Москвой, в Ржевско-Сычёвской и Великолукской операциях, Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киева, Белоруссии и Польши, в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской операциях.
После войны продолжал командовать корпусом. В 1945-1946 – заместитель командующего 13-й воздушной армией (в Ленинградском военном округе). В 1946-1947 – заместитель начальника Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС по лётной части. Осенью 1947 года принимал участие в испытаниях пассажирского самолёта Ту-70. В 1947-1949 – начальник Главного Управления ГВФ. В 1951 году окончил Военную академию Генштаба. С 1952 года – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С 1955 года – 1-й заместитель, а с 1957 года – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С сентября 1972 года – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С июля 1988 года генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков – в отставке. Член Союза писателей СССР (России).
Жил в Москве. Умер 28 декабря 1994 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Генерал-полковник авиации (1961), лётчик-испытатель 1-го класса (1940).
Награждён советскими 2 орденами Ленина (24.07.1936, 15.11.1950), орденом Октябрьской Революции (16.12.1972), 4 орденами Красного Знамени (9.08.1937, 7.04.1940, 5.11.1946, 26.10.1955), орденом Кутузова 1-й степени (29.05.1945), 2 орденами Суворова 2-й степени (10.01.1944, 23.07.1944), орденами Кутузова 2-й степени (10.04.1945), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (23.11.1942) степени, Трудового Красного Знамени (23.05.1977), 4 орденами Красной Звезды (3.11.1944, 20.04.1956, 25.07.1958, 25.05.1967), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-й (25.05.1987), 2-й (27.12.1978) и 3-й (30.04.1975) степени, российским орденом Дружбы народов (7.04.1994), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств (кавалер наибольшего количества орденов СССР и РФ – 22-х). Государственная премия СССР (1970). Почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край).
Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилёве и Донецке. В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова).

В начало


Copyright © det-model 2010