Авиаконструкторы. Антонов Олег Константинович
Антонов Олег Константинович (07.02.1906 - 04.04.1984) Генеральный конструктор Опытно-конструкторского бюро, Герой Соц.Труда
Родился 25 января (7 февраля) 1906 года в селе Троицкое ныне Подольского района Московской области. Русский. С 1912 года жил в городе Саратов. В 1922 году окончил школу.
С 1923 года работал ответственным секретарём планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного Флота. Сконструировал и построил учебный планер ОКА-1 «Голубь».
В 1925 году поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института, где стал секретарём технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-2 и ОКА-3. В 1930 году окончил институт и в октябре получил назначение на должность главного конструктора строящегося Тушинского планерного завода.
С декабря 1930 года – начальник Центрального бюро планерных конструкций Осоавиахима. Сконструировал учебные планеры «Стандарт», ОКА-7, ОКА-8, ОКА-9, планер-паритель «Город Ленина». В 1932 году назначен главным конструктором Тушинского планерного завода. В этой должности сконструировал планеры-парители «Упар», РФ-5, РФ-6, РФ-7, учебные планеры УС-3, УС-4, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6, БС-5, экспериментальные планеры ИП-1, ИП-2, БА-1, БС-3, БС-4, экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2.
В 1938-1940 – ведущий инженер в ОКБ А.С.Яковлева. Под его непосредственным руководством разработан пассажирский самолёт Я-19. С 1940 года – главный конструктор авиазавода №23 (г.Ленинград). Построил самолёт связи ОКА-38 (копия немецкого самолёта Физелер Fi-156 «Шторх»). Весной 1941 года назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (Литва), где должен был наладить серийный выпуск ОКА-38. Работа над внедрением самолёта в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.
В июне-июле 1941 – главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. С июля 1941 года – главный конструктор планерного авиазавода (г.Москва, затем – г.Тюмень). Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху). Планер А-7 во время Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан, за что О.К.Антонов был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
С 1943 года – заместитель главного конструктора ОКБ А.С.Яковлева. Участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 иЯк-3, прославившихся в годы Великой Отечественной войны.
С мая 1946 года – главный конструктор Опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолётам в Новосибирске. В эти годы сконструировал самолёты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10. Многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.
Летом 1952 года ОКБ О.К.Антонова было переведено в Киев, где со временем выросло в крупнейший авиационный комплекс. В 1962 году О.К.Антонов назначен Генеральным конструктором ОКБ В 1962 г. О.К. Антонов стал Генеральным конструктором. Ранее, в 1960 г., он успешно защитил диссертацию, и ученый совет Московского авиационного института присвоил ему звание доктора технических наук. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии наук Украины. Одновременно с самолетами он создал серию цельнометаллических планеров А-11, А-13, мотопланер А-13М, рекордный А-15. За создание планеров О.К. Антонов получил специальную награду Международной авиационной федерации — «Диплом Поля Тиссандье Антонов всегда понимал, что на бескрайних просторах Советского Союза существует большая потребность в маленьком самолете, который не нуждается в аэродромах. Так возник СКВ – «самолет короткого взлета» (теперь этот термин широко применяется в мировой практике). Маленькая машина, впоследствии названная «Пчелка», в ходе последовательных доработок из четырехместной стала семи-, а потом одиннадцатиместной. В рождении «Пчелки» и последующих ее модификаций Ан-14М и Ан-28, пожалуй, в максимальной степени проявились твердость Антонова как конструктора и его решимость в достижении цели.
В период 1957-1959 гг. шло создание пассажирского самолета Ан-24 с широким применением клеесварных соединений элементов конструкции. Трудности, связанные с внедрением новой технологии, были преодолены благодаря твердой позиции Олега Константиновича. На базе этого самолета разработано 14 модификаций, в том числе транспортный Ан-26, и аэрофотосъемочный Ан-30. Надежные машины этого семейства по сей день играют важную роль в перевозке пассажиров и грузов, выполняют множество специальных функций.
Следующим детищем коллектива, который возглавлял Антонов, стал Ан-22 «Антей», ознаменовавший новый шаг в самолетостроении – он стал первым в мире широкофюзеляжным самолетом. По своим размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации, и потребовал решения целого ряда конструкторских и технологических проблем, а также проведения большого объема экспериментальных работ. В Париже на 26-м Международном авиакосмическом салоне самолет сразу же оказался в центре всеобщего внимания и стал главной сенсацией.
Первые же полеты «Антея» подтвердили, что авиация совершила новый шаг вперед. Самолет доказал это, доставляя в районы Крайнего Севера газотурбинные станции, роторные экскаваторы, грузовые автомобили и другие крупногабаритные грузы. А вооруженные силы страны получили могучее средство, значительно повышающее их мобильность. На Ан-22 установили 40 мировых рекордов.
В течение многих лет Олег Константинович настойчиво добивался создания экономичных газотурбинных двигателей для малой авиации. И когда такие двигатели появились, он взялся за разработку глубокой модификации Ан-14 под названием Ан-28 и сельхозсамолета Ан-3 — новой версии прославленного Ан-2. Идя в ногу с прогрессом, в 1970-х годах Антонов настраивает руководимый им коллектив на создание транспортных самолетов с двухконтурными турбореактивными двигателями. Первой такой машиной стал Ан-72, а несколько позже появилась его модификация Ан-74, которые сегодня незаменимы в необжитых районах, где нет бетонированных аэродромов. Под руководством Олега Константиновича была решена и чрезвычайно сложная задача создания тяжелого дальнего транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Для этого Генеральный конструктор пошел на очень смелые для того времени технические решения. В частности, на самолете такого класса стреловидное крыло суперкритического профиля было применено впервые в мире. Одним из приемов, позволившим достичь высокого весового совершенства самолета, стало широкое применение композиционных материалов. «Руслан» получился исключительно удачным самолетом. На нем установлено 30 рекордов, а всего по состоянию на конец 2005 года на счету конструкторского бюро 483 мировых достижения, из них 378 не побиты до сих пор.
Ан-124 «Руслан» стал последним самолетом, созданным под непосредственным руководством О.К. Антонова.
На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К.Антонова, установлено 244 мировых авиационных рекорда. Среди преимуществ самолётов ОКБ О.К.Антонова профессионалы признают возможность взлёта с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжёлую технику, высокую манёвренность, относительную дешевизну и экономичность.
За большие успехи в конструировании новой авиационной техники и в связи с 60-летием со дня рождения Антонову Олегу Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1966 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.
Академик Академии наук СССР (1981) и Академии наук Украинской ССР (1967), доктор технических наук (1960), профессор (1978), заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР. Награждён 3 орденами Ленина (12.07.1957, 5.02.1966, 3.04.1975), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945), Трудового Красного Знамени (2.11.1944), медалями (в том числе – медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени). Ленинская премия (1962; за самолёт Ан-12), Государственная премия СССР (Сталинская премия, 1952; за самолёт Ан-2), Государственная премия Украинской ССР (1976; за самолёт Ан-24). Удостоен Золотой медали имени А.Н.Туполева Академии наук СССР (1979).
Депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (с 1958 года).
Фотогаллерея
В начало


Copyright © det-model 2010